Копирайтерам, особенно начинающим, часто приходится писать на темы, в которых они не разбираются. Есть два пути, когда имеешь дело с незнакомым материалом: сразу ищешь похожую статью и начинаешь рерайтить или пытаешься немного изучить вопрос. Вроде бы очевидно, какая из этих дорог ведёт к успеху. Но многие всё равно выбирают ту, которая кажется им короткой: пропускают этап изучения, оправдываясь нехваткой времени. А бывает, что они просто не знают, с какой стороны подступиться.
Кажется, любой человек, работающий в интернете, должен уметь гуглить, но, будь это так, сеть изобиловала бы прекрасными материалами, написанными простым языком. Но мы имеем только кучи малопонятных текстов, зачастую пересказывающих друг друга.
Поговорим о том, почему так важно понимание темы, о которой пишешь, и как его достичь при помощи поисковой строки браузера.
Любой автор — копирайтер, блогер или журналист — должен уметь втереться в доверие к читателю. В фильме Квентина Тарантино «Бешеные псы» есть сцена, где герой Тима Рота, полицейский, который собирается внедриться в банду, общается со своим наставником и тот говорит, что самое главное — быть убедительным. Наставник даёт ему сценарий анекдота и советует внимательно прочесть написанное. Он объясняет, что дело происходит в мужском сортире и тот, кто рассказывает эту историю, должен знать всё про сортир. Полотенце там или сушилка, есть ли у кабинок дверцы, жидкое ли мыло и т. д. «Детали — это соль истории», — говорит наставник.
Как написать «вкусный» текст о «невкусном» товаре
Представим, что нам нужно сделать обзор циркулярной пилы. Пусть это будет модель HS-2000 (Hateful Saw — ненавистная пила, а 2000 — требуемый от нас объём текста). Забиваем в поиск название модели, и гугл сразу подсказывает полное название: «Пила дисковая HS-2000». Ага, эта штука дисковая, а какие ещё бывают? Первым делом мы ищем общую статью, посвящённую пилам. Там мы читаем, что они бывают цепные, ленточные, электролобзики и дисковые, а последние делятся на редукторные и безредукторные, с активным или пассивным диском и т. д.
Понимая, о чём речь, мы уже можем открыть страницу любого магазина, где продаётся наша пила, и посмотреть её характеристики. Нас уже не поставят в тупик слова вроде «угол пропила 45». Дополнительно мы можем узнать, что модель наша считается бюджетной, покупается для работ по хозяйству на дачном участке или в гараже, а не для профессионального строительства. Отлично, теперь у нас есть даже заголовок: «Бюджетный распил: обзор дисковой пилы HS-2000». К концу небольшого забега по страницам из поиска в нашей голове или в блокноте уже сложился чёткий план статьи, и написать её — дело техники.
Если нам повезёт, гугл вывалит ссылки на несколько отзывов. В сущности, доступный ценник, целевая аудитория, компания-производитель и всё прочее — это мы можем взять и со страницы магазина. Чужие отзывы нужны ради деталей. Оттуда мы почерпнём, например, что кнопка блокировки при смене диска у нашего инструмента расположена не слишком удобно.
Детали помогут нам стать убедительными.
Нужно ли быть экспертом?
Вообще, пластиковые окна или циркулярная пила — крайние примеры в том смысле, что обычно у нас больше простор для гугления. Если досталась тема вроде «Обои-фрески на стену», смело идём смотреть историю фрески как искусства, хотя бы и на «Википедию». Там мы сразу найдём прекрасные мелкие подробности, которые позволят оживить и украсить текст.
Иногда погуглить действительно приходится дольше, но оно того стоит. Если вы взялись за обзор таблеток для потенции, по пяти ссылкам вам напишут, что их действие заключается в ингибировании ФДЭ–5. Не поленитесь открыть шестую, чтобы прочитать, что суть действия лекарства в регулировании кровообращения должным образом. И сами так лучше не пишите, если вас явно не просят использовать научный стиль. «Ингибирование ФДЭ-5» ничего не скажет ни вам, ни заказчику, ни тем более покупателям на сайте заказчика. Это очередной плохой рерайт, ещё один беспомощный текст среди тысяч таких же. Не делайте так, даже если у вас медицинское образование.
Нет, я бы сказал, не делайте так, особенно если у вас медицинское образование. Мы подошли к последнему вопросу: до какой степени нужно становиться экспертом? Я сейчас приведу живой пример, пусть он и прозвучит как самореклама. Я неплохо разбираюсь в компьютерах и софте, но, если делаю статью для начинающих пользователей, часто ловлю себя на том, что я написал, например, «откройте редактор групповых политик». Но большинство читателей вряд ли в курсе, что это такое и как его открыть. Моя компетенция оказывается помехой, а не преимуществом, заставляя тратить время на переписывание. Думаю, это справедливо.
В конце концов, герою Тима Рота не пришлось совершать преступления, чтобы стать своим в банде, верно?
Мы благодарим копирайтера Константина за то, что поделился с нами своим рецептом написания «вкусной» статьи.
Константин воспользовался возможностями Миратекст и получил от нас все обещанные плюшки!
Кстати, советуем посмотреть фильм, ставший источником вдохновения для нашего автора. Может быть, «Бешеные псы» мотивируют и вас на создание крутой статьи для нашего блога? Будем рады, если вы поделитесь с нами своими рецептами«вкусного» контента! Ждем ваших статей!
Связь через:
- e-mail: gorbatenko.olga[собака]mirafox.ru;
- skype: olga_booklover (предпочтительный способ).