Учебный материал частично предоставлен: https://iklife.ru/internet-professii/kopirajter/chto-takoe-zagolovok.html

Цель заголовка — заставить прочитать первое предложение” (Джозеф Шугерман, копирайтер, маркетолог).

Зачем нужны заголовки и подзаголовки: у вас есть пара секунд…

Заголовок статьи – это ее имя. О чем будет текст? У вас есть несколько секунд, чтобы заинтересовать читателя и побудить его открыть страницу.

Для чего нужен заголовок:

  • Привлечь внимание. 
  • Кратко обрисовать суть статьи – человек по заголовку решает, стоит ли читать текст. 
  • Упростить навигацию на сайте.

Подзаголовок – дополнительное название текста, которое делит его на законченные смысловые части.

Для чего нужен подзаголовок:

  • Завершает одну мысль статьи, чтобы читатель смог осмыслить прочитанное. 
  • Предупреждает о вопросе, проблеме, которая будет раскрываться далее в материале. 
  • Позволяет читать выборочно, легко переходить от одного вопроса темы к другому. 
  • Облегчает восприятие всего материала.

Правила составления заголовков, которые нужно знать каждому копирайтеру

  • Заголовок не должен дублировать title. Если заголовок окна браузера Title и текстовый заголовок h1 на странице полностью совпадают, то мы лишаемся возможности сообщить поисковой системе дополнительную (новую) информацию о документе. Мы дублируем контент страницы и повторяем сами себя.  

В чем разница между title и заголовком? Title должен описывать полностью содержимое страницы и быть полноценно оптимизирован под продвигаемые запросы. Заголовок H1 должен отражать именно текстовое содержимое страницы, и его не рекомендуется делать более 3-5 слов и перенасыщать ключевыми фразами.

  • Заголовок должен полностью отвечать на запрос пользователя. Подумайте, если человек нашел вашу статью по ключевому слову, какая информация ему нужна? Станет ли он читать вашу статью? Подумает ли он “о, это то, что мне нужно!”?
  • В заголовке стоит использовать слова основного ключевого слова. Основное – это самое высокочастотное ключевое слово. Частотность можно проверить на сервисе https://wordstat.yandex.ru/. Делается это так. Чтобы получить реальную цифру, сколько раз использовали именно этот запрос, ставим восклицательный знак перед каждым словом в ключе “!” и берем запрос в кавычки. 

Проверяем фразу, изменив окончание в слове, получаем реальное количество показов запроса “ремонт квартиры” :

Видим, что в нашем случае целесообразнее использовать фразу “Ремонт квартир”, т.к. она показывалась 28 919 раз в месяц, а “ремонт квартир” – только 11 906 раз.

Пример. Если самое высокочастотное слово “одежда для новорожденных”, то заголовок должен содержать слова “одежда”, “новорожденный”, и может выглядеть как: “Одежда для новорожденных: как выбрать лучшую?”

  • Заголовок должен быть понятным, логичным. Не нужно писать “Одежда для новорожденных Москва” или “Особенности одежды для новорожденных”. Первое название – нечитабельное, второе – слишком расплывчатое. Пример понятного заголовка: “Одежда для новорожденных: из какого материала не стоит покупать”.
  • Заголовок должен цеплять, заинтересовывать. Яркие примеры: “Эти компоненты в косметике только вредят вам”, “Как я заработала 30 000 рублей в интернете за неделю”, “10 эффективных народных средств от цистита: забудьте об антибиотиках” и т.д.
  • Заголовок должен быть конкретным. Читатель вряд ли откроет статью “Недорогие шубы”, т.к. такой заголовок ни о чем не говорит. А вот “Натуральные норковые шубы от 39 тысяч рублей” – это конкретика. 
  • Оптимальный размер заголовка – 40–65 символов без пробелов и 6 слов. Но это не строгие нормы. 

Для каждой ситуации – свой: виды заголовков

Для каждой аудитории уместны разные заголовки. Подумайте, на кого вы ориентируете свою статью. Заголовки можно разделить на:

  • Фактические (сухие) – они уместны в текстах строгого делового, научного стиля. Используются в новостях, например: “Москвичи откажутся от личного транспорта на неделю”, “Государство планирует снять часть расходов на медицину”, “Российские ученые разработали вакцину от коронавируса”.
  • Игровые – Вызывают эмоции у читателя и вовлекают. В них главное – креатив. Например: “Удобрения не пошли впрок: 10 альтернативных способов повысить урожай”, “Красиво только на картинке: как провести фотосессию в домашних условиях?”, “Цены в мае: жуть стала лучше, жуть стала веселей”.
  • Клише. Вовлекают через ассоциации. В заголовок добавляются фразеологизмы, афоризмы, вызывающие определенные ассоциации. Неуклюже использованное клише испортит название. Надо набить руку, выработать чувство меры. Лучше менять устойчивые фразы под тему статьи. Например: “Трейдер надвое сказал: как не слить деньги на Форекс?”, “Из князи в грязи: почему сняли губернатора”.
  • Информативные – это заголовок, из которого сразу, не открывая тему, более или менее ясно, про что идет речь, чего касается вопрос, какова тема обсуждения и т.д. Используются, чтобы привлечь конкретную целевую аудиторию и задержать читателя на сайте. Например: “Голубая глина против целлюлита: как использовать”, “Как настроить 6-струнную гитару без камертона”. 
  • Желтые (кликбейт) – это заголовки, которые часто используются на “мусорных” сайтах, главная их цель – заставить открыть статью, а вот содержание может не соответствовать названию, что обычно отталкивает читателя. Например, это: “Шок! Мёртвая нищенка стала причиной пробки”, “Врачи в шоке! В деревне Кожкино научились лечить ВИЧ травой”.

Секреты, как сделать привлекательный заголовок

Вот несколько идей, как составить привлекательный заголовок. 

  • Задать читателю вопрос. Вопрос требует ответа. Читатель, заметив в заголовке знак вопроса, подсознательно ищет ответ на него. Не понимая того сам, человек заостряет внимание на вашем материале. Задавайте любые вопросы – риторические, конкретные, абстрактные. Они намекают читателю, что в статье он обязательно найдет ответ. Например: “Почему вы до сих пор не разбогатели?”, “Вы знаете, что случится, если не чистить зубы?”, “Куда уходит ваше здоровье?”.
  • Объединить описание проблемы и решение. Каждый мечтает, чтобы ему предложили готовое решение проблемы. Этой психологической уловкой можно воспользоваться. Описываете проблему, намекаете на решение – внимание гарантировано. Пример: “Как победить прокрастинацию: 10 эффективных способов”. “Что делать, если муж не помогает по дому”, “10 вещей, помогающих пережить расставание”.
  • Добавить личный опыт и доказательства, используя слова “я”, “мы”, число человек, которые достигли успеха. Например: “Как я стал зарабатывать 10 000 $ удаленно”, “Стань SMM-специалистом сегодня: 890 людей уже зарабатывают с нами”, “Акция на двери “Юг”: можно купить в 50 городах России”.
  • Заинтриговать. Людям нравятся тайны и сплетни. Секрет – скрытое оружие, помогающее получить преимущества, доступные не каждому. Примеры: “10 источников пассивного дохода, о которых вы не знали”, “Секреты обольщения Клеопатры”.
  • Напугать. Страх – сильный мотиватор. Напугайте человека названием текста, и он обязательно прочтет его. Почему? Инстинкт самосохранения пытается оградить от опасностей, даже незначительных. Если статья – спасение, защита от негативного фактора, человек с вероятностью 90 % откроет ее и дочитает до конца. Примеры: “Эти привычки вызывают болезни”, “Не делайте этого – и сохраните свой брак”, “Питание при беременности: как родить здорового ребенка”.
  • Гарантировать. Гарантия позволяет человеку чувствовать себя защищенным от риска. В названии статьи можно дать гарантию: цены, результата, наличия услуги/товара. Примеры: “Курсы контент-маркетинга: зарабатывайте от 1 000 $ уже через 3 месяца”. “Позитивное мышление для чайников – один месяц занятий – и в жизни не будет проблем”. 
  • Использовать прием отрицания. Запреты, слова и частицы “не”, “нельзя”, “остановитесь”, “без”, “стоп”, “никогда” вызывают внутренний бунт у посетителя сайта. Он думает: “Почему? Мне никто не указ” и кликает на ссылку с запретом. Например: “Нельзя пить антибиотики при ангине”, “Никогда не говорите этого своим детям”.
  • Использовать “боль” читателя. Подумайте об их проблемах, потребностях. Например: “10 источников вдохновения для копирайтеров, которые выдохлись”, “Идеальное планирование для тех, кто везде опаздывает”.
  • Установить временные ограничения. Например: “Запись на курсы закрывается через 24 часа”, “Скидка 30 % на бытовую технику действует 3 дня”.
  • Использовать слова «инструкция», «руководство», «чек-лист». Читателям нравятся материалы, в которых есть готовые руководства для решения их проблемы. Например: “Как сделать SEO-оптимизацию текста? Руководство для новичков”.
  • Прием “все”. Заголовок со словом «все» привлекает внимание, т.к. показывает, что в статье собрана вся информация по интересующей читателя теме (и это должно быть действительно так). Например: “Все способы повысить уникальность текста: разбираем на приемах”.
  • Прием “самый”. Аналогичен приему “Все”, но теперь используем в названии слово “самый” для привлечения внимания. Например: “Самые дорогие тематики в копирайтинге: о чем выгодно писать?”.
  • Прием “Осторожно”. Данное слово привлекает внимание, поскольку людям интересно узнать, чего стоит опасаться. Например: “Осторожно, тренинги! Как не остаться с пустым карманом после курсов”.
  • Прием “Новое”. Данное слово указывает на наличие новой информации по теме, которой интересуется читатель. Все новое привлекает внимание и вызывает интерес. Например: “15 новых способов сделать цепляющий заголовок для статьи”.
  • Использовать заголовок-призыв. Он призывает что-то сделать, проверить или узнать. Побуждает к действию, за счет чего вызывает интерес и желание открыть статью. Например: “12 ошибок в текстах копирайтеров: проверьте, есть ли они у вас?”
  • Прием “Для”. Акцентирует внимание на том, для кого написана статья. Если у вашего контента узкая аудитория, стоит использовать этот прием для привлечения ее внимания. Например: “Для инженеров: где искать заказы на фрилансе?”.

Не забудьте также изучить руководство по правильному оформлению заголовков и подзаголовков.

Мастер заголовков
3.13 (62.5%) 16 votes