Лет приблизительно сто назад в русской словесности наблюдался дефицит копирайтеров при избытке самых разнообразных писателей, поэтов, драматургов. Умение составлять слова в побуждающие фразы оплачивалось в ту пору настолько хорошо, что даже состоятельный Маяковский не стеснялся искать рифмы к «Резинтресту» и «Моссельпрому».

Ныне ситуация иная. Нет, писателей, как и прежде, пруд пруди, но и копирайтеров море разливанное. Быть писателем по-прежнему престижно и прибыльно. Служить же копирайтером – участь незавидная, ибо сколько ж можно пропагандировать очевидное или даже славить невероятное? Да еще и с непременным сооружением посадочных площадок на всяком ровном месте и последующей добычей конверсии из низкого товарного потенциала…

Так не перебраться ль из копирайтеров в писатели? С виду работы схожи!

Маршальский жезл, ожидающий в солдатском ранце

«Плохой тот солдат, который не думает быть генералом!» — лукавил Александр Погосский. «В каждом солдатском ранце лежит маршальский жезл», — шутил Наполеон. В условиях современности именно копирайтер является нижним чином на полях словесных баталий. Так должен ли рядовой копирайтер держать в письменном столе очиненное гусиное перо, символ писательства?

Может, но не обязан. Быть хорошим – и даже превосходным – копирайтером без малейших писательских амбиций вполне себе можно. Особенно если человек обладает глубокими познаниями в одной или нескольких профессиональных сферах и знания свои успешно использует в копирайтерском труде.

Инженер, толково описывающий преимущества продвинутых систем вентиляции и выгоды перепрограммирования автомобильных «мозгов», имеет все шансы стать отличным копирайтером. Но выйдет ли из него писатель?

Быть писателем

В русской языковой традиции слово «писатель» синонимично выражению «гуманист». Наш писатель ведет общество к свету, «глаголом жжет сердца людей», ну и заодно радует читателя ладной речью и красивым слогом, как без этого…

Вы готовы заинтересовывать и увлекать? Вам есть куда позвать человечество? Вы уверены, что, добравшись к финалу вашего повествования, читатель станет светлее разумом и чище душою? Тогда у вас есть все шансы стать писателем!

Но если у вас в душе мрак, кровь черна от мизантропии, а в фантазии теснятся образы один злее другого, тогда точно бросайте все и немедленно принимайтесь за писательство! Спрос на «чернуху» и «порнуху» неизмеримо выше, чем на элегии и пасторали, и не ваша вина, что востребованность вербальных ужасов растет день ото дня.

Однако морально-нравственная направленность вашего писательского творчества не так и важна. В конце концов, завирально-идеалистические устремления несложно замаскировать кустарником жизненных реалий, а кровожадный пессимизм – декорировать белым кружевом надежды. Важно писать так, чтобы читатель не терял интереса к развитию сюжета.

Краеугольный камень успеха

Лишь тот копирайтер может стать писателем, кто умеет раскрывать тему увлекательно. Если в пластиковых окнах, живописуемых вами, горят закаты и мурлыкают домашние коты; если гидравлические масла в ваших текстах заливают в космические грузовики; если новости страховой тематики вы пишете так, что их хочется петь, – вам в писатели!

Важным критерием оценки собственной готовности стать писателем может являться реакция редактора. В основном довольный вашим копирайтерским трудом, редактор должен время от времени возвращать вам тексты на доработку с требованием переписать поскучнее.

Не сердитесь на него: как только на бирже появится заказ на книгу художественной направленности, вам, будьте уверены, придется засучивать рукава.

О главном

Писательский труд наделен одной чрезвычайно привлекательной особенностью. В работе копирайтера ничего подобного нет и близко… Речь – о способе создания текста.

Копирайтер статью порой даже не пишет, а составляет. Дело это ответственное, но скучноватое и надоедливое.

Писатель же приключения своих героев наблюдает в собственном воображении как в кино – и нередко едва успевает записывать, так распаляются персонажи. Это даже не работа! Это – очень и очень приятная форма легкого сумасшествия.

Мало того! За это развлечение еще и платят…

Вместо заключения

Итак, вы посмотрели внутрь себя и увидели там прирожденного писателя. Не торопитесь бросать копирайтерское ремесло! Путь к триумфу тернист, а на переправах полно подводных камней. В моей следующей публикации я расскажу, как одолеть дистанцию между копирайтером и писателем, не утратив при этом здоровья и достатка.

Петр поделился своим опытом книггерства, работы с медиа и издательствами в статье «Из копирайтера — в писатели: стратегия качественного скачка, тактика коротких перебежек».

 

Благодарим копирайтера Петра за то, что поделился с нами своими размышлениями!

Петр уже воспользовался возможностями Миратекст и получает от нас все обещанные преимущества!

У вас есть свои рецепты написания качественного и уникального текста? Хотите поделиться мыслями о нелегком труде копирайтера? Предлагаем публиковать ваши размышления в нашем блоге.

Связь через:

  • e-mail: gorbatenko.olga[собака]mirafox.ru;
  • skype: olga_booklover (предпочтительный способ).
Из копирайтера – в писатели
4.45 (88.97%) 29 votes
Из копирайтера – в писатели
  • Мила

    Ой, извините пожалуйста, промазала по звёздочкам. Хотела поставить 5, а влепилось 4. Автор, извините! Если администрация поможе убрать оценку, проголосую правильно ещё разочек. Самый главный вопрос, а автор собирается в писатели? Может уже писатель? 🙂

    • Не можем убрать оценку. У нас все честно, да и функционала такого нет 😉

      • Мила

        Печалька. Неудобно получилось 🙁

        • Вы же не со зла. Наверняка, Пётр не будет огорчен.

    • Петр Иванов

      Уже. Но копирайтерства не бросаю. Книжки пишутся интересней, но за интернет-контент лучше платят. Иногда.

  • Анна

    Как красиво пишете) Спасибо. А можете подробнее рассказать, как монетизируют нынче писательский талант? Кто платит, за что …

    • Петр Иванов

      Способов монетизации сочинительских способностей много, но все ненадежные. Этой мы темы коснемся в следующей публикации.

  • Melek Kaban

    Как бальзам на душу ваша публикация…. А все «воттаками» и «канешнами» общаемся.

    • Петр Иванов

      Среди моих знакомцев был один «патамуша»…

  • Юрий

    Если посмотреть на современную книжную полку, то вывод напрашивается сам собой: писателем может стать любой. Талант — штука не обязательная. Фантазия? Молчите уж… Что там еще? Композиционные принципы? Ах, оставьте. Деньги есть — найдутся люди, которые за эти деньги вам накропают «Войну и мир», или «Песнь льда и пламени», или 100500 книжек про матерого мента Седого. Может ли копирайтер стать писателем? Да. Хороший копирайтер запросто станет хорошим писателем. Или наоборот. Главное, чтобы ТЗ было толковым.

    • Петр Иванов

      Взявшись писать книгу на заказ, на толковое техзадание не рассчитывайте. И даже не мечтайте о таковом!

      • Юрий

        Тогда это лотерея. Исход дела так же предсказуем, как попытка растления проститутки, вышедшей на пенсию по общему износу. Либо она согласится, но клиент пойдет в отказ. Либо обе стороны сойдутся по всем пунктам, но полового влечения не случится. Либо… В общем, я лучше снова буду писать о том, как выбрать душевую кабину своей мечты и не потратить деньги попусту.

        • Петр Иванов

          Как же вам повезло! Если о пепельнице (по мнению Чехова) можно написать рассказ, то душевая кабина — неважно, с историей она или с неясными пока перспективами — легко может стать главным героем романа.

  • А как Вы относитесь к обучающей, мотивирующей литературе, а также мировоззренческой? В таком случае и первоклассный инженер может написать книгу, только аудитория читателей будет небольшой. Если человек является экспертом в любой сфере — будь то маркетинг, мода, бизнес, — ему наверняка есть что рассказать миру. А любовных романов и детективов у нас и так слишком много, не каждый серьезный человек станет свое время тратить на прочтение подобного. Я имею в виду именно «шаблонную» литературу, не уникальные произведения.

    • Петр Иванов

      На мой взгляд, литературу обучающую и литературу мотивирующую следует различать и разделять. Обучающие книги нужны и важны, они объясняют устройство мира. Мотивирующие пасквили — цивилизованная замена плетке погонщика. Учение несет свет; мотивация — открывает путь к горю, боли и разочарованию…

      Молодого человека не нужно мотивировать: он сам преисполнен желания влезть куда только можно (и особенно — куда нельзя). Человека пожившего, утратившего щенячий восторг перед новым и склонного к существованию в атмосфере dolce far niente, мотивировать бессмысленно. Однако постоянное обновление знаний жизненно необходимо в любом возрасте!

      Что же до беллетристики, то с ней все просто. Хорошие любовные романы, детективы и прочие творения развлекательного жанра учат жизни не хуже серьезной обучающей литературы. Шаблонная макулатура тоже полезна: отчасти она оттеняет настоящую литературу, отчасти — удобряет почву, на которой взрастают литераторы.

      Мировоззренческую литературу я бы в отдельное «производство» не выделял. Всякий автор, что бы он ни сочинял, описывает свое видение мира. Ричарду Баху, к примеру, все люди видятся глупыми и крикливыми птицами — и через сорок лет он сам, подобно безумствующей чайке, запутывается в проводах.

      Серен Керкьегор убежденно проповедует: поумнеть нам мешает вступление в брак! Лет через сто после того Беатрис Смолл, упокой господь ее душу понадежней, в романе Bedazzled (в русских переводах то «Рабыня страсти», то «Пленница любви») открывает тайну нормализации личной жизни при помощи двух медных шариков, помещаемых перед соитием догадайтесь куда.

      Знай Керкьегор про чудодейственный эффект цокающих медяшек, от женитьбы он точно не отказался бы. А его философические измышления наверняка зазвучали бы по-иному… Два медных шарика — и есть стоимость всей мировоззренческой литературы.

  • Иван Сергеев

    копирайтеру-копирайтерово, писателю-писателево… две несовместимые жидкости в колбе не перемешиваются. сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник… так что уважаемые копирайтеры, шлифуйте мастерство и не завидуйте легкому сумасшествию писателей. Тем более, что оно может оказаться и не легким…

    • Петр Иванов

      Такое мнение имеет право на жизнь. Оно полезно хотя бы тем, что снижает конкурентное напряжение на рынке труда. Но не таков человек, чтобы безучастно смотреть на успехи ближнего. И вот Диоклетиан уединяется в имении, чтобы растить капусту; Толстой покидает графские владения, чтоб тачать сапоги и пахать землю; Менделеев, не бросая химии, сколачивает фанерные чемоданчики и обтягивает их кожей.

      Ключевое выражение — «не бросая». «Быть можно дельным человеком и думать о красе словес!» — так (или почти так) говаривал Пушкин. Роальд Даль и Антуан Экзюпери летали и писали; Виктор Конецкий плавал и писал; Владимир Арсеньев и Григорий Федосеев ходили по Дальнему Востоку и писали совершенно потрясающие книги. Так что мирное копирайтерство помешать писательству уж точно не в состоянии.

      Что же до сумасшествия… Четкой психической нормы для человека не существует. Писательство — хороший способ сублимировать нездоровые страсти, облекая жгучие мысли в красивые слова. Останься Гоголь столоначальником, сгинул бы в богадельне безвестно и бесславно. Но ведь нашел силы, бросил чин, пережил разброд и шатания — и стал-таки писателем, причем писателем непревзойденным!

      А вы говорите — «не перемешиваются»… Взбалтывать нужно посильней, крутить и встряхивать — и всё получится!

      • Иван Сергеев

        вот потому таких совместителей крайне мало и все они вошли в историю

  • Pingback: Из копирайтера – в писатели: стратегия качественного скачка, тактика коротких перебежек | help.miratext.ru()

  • Pingback: Настоящий заказчик: стоит ли ждать принца на белом коне | help.miratext.ru()

  • Мария

    «Если в пластиковых окнах, живописуемых вами, горят закаты и мурлыкают домашние коты; если гидравлические масла в ваших текстах заливают в космические грузовики; если новости страховой тематики вы пишете так, что их хочется петь, – вам в писатели!»
    Не должно копирайтеру заниматься литературным творчеством в инфо-статьях. Как у вас, например: «завирально-идеалистические устремления несложно замаскировать кустарником жизненных реалий, а кровожадный пессимизм – декорировать белым кружевом надежды». Пришлось перечитать, чтобы понять, что вы хотели сказать. Слишком сложно и витиевато. Даже в литературе — это слишком для одного предложения.

    • Петр Иванов

      Увы, никто не совершенен… Однако, по сравнению с рыцарскими романами, а также текстами Джойса и Битова, это моё предложение не так уж и усложнено.