Всем привет, на связи Захаров Максим, руководитель Миратекст.
Запускаю новый тег: #зачемвытак. Это будут короткие заметки о наболевшем. Возможно, вы прочтете совет и молниеносно измените себя в лучшую сторону. А что, мечтать же не вредно?
Речь пойдет заявках к заказам, после изучения которых заказчик принимает решение, кому из желающих отдать этот заказ.
Материал предназначен для копирайтеров.
Вопрос на миллион
Проблема в том, что вам кажется, будто одной заявки достаточно. Ведь дальше заказчик будет изучать профиль, смотреть на рейтинг, оценки и принимать решение. А вот и нет.
Посмотрите, как заявки без текста выглядят со стороны заказчика.
Рейтинг, отзывы, оценки — это все второстепенные факторы. На этапе выбора копирайтера заказчик ищет человека, который разбирается в теме. Человека, который изучил ТЗ и готов его выполнить.
Заявка без текста или с каким-то шаблонным текстом говорит о том, что вы потратили на заказ не более 5 секунд. Из которых 3 секунды — это обновление страницы тендера. Не делайте так.
Недовольная Ефросинья из Чернигова бубнит себе под нос: вот все вы пишете, как не надо делать. Хоть бы раз написали, как надо!
Да без проблем. Я постоянно бываю в роли заказчика, поэтому опишу свои мысли при поиске копирайтера.
Изучаю заявки
К примеру, мне нужен текст о том, как приучить собаку к чему-то. Я ожидаю в заявке увидеть что-то вроде этого:
Мой дедушка живет в частном доме. У него три собаки: две овчарки и смешная такса. Он не профессиональный кинолог, но это не помешало ему научить всех своих собак основным командам. На протяжении многих лет он передавал мне свои знания, поэтому я не только в теории, но и на практике учила собак чему-то. Готова подготовить классный материал на эту тему и заодно предлагаю себя в качестве автора для вашего блога, потому что тема точно моя!
Если я увижу такую заявку, то мне будет все равно, какой рейтинг у этого автора, какие оценки и отзывы. Я точно попробую с ним поработать.
Периодически я в ТЗ прошу написать мне в заявке что-то (ответ на вопрос или конкретное слово). Так я проверяю, внимательно автор читает ТЗ или нет. И если копирайтеры присылают пустые заявки к этому заказу, я скрываю их, не уделяя даже секунды внимания. Хороший фильтр на внимательность.
Если к заказу мне присылают заявки с адекватным сопроводительным текстом, тогда я бегло изучаю профиль автора. Обращаю внимание на умение рассказать о себе в резюме, на отзывы других заказчиков, портфолио и на ответы во вкладке “Опрос”.
Какие выводы делаю?
- Если в резюме вы не можете заинтересовать меня или, другими словами, “продать себя”, тогда вероятность того, что ваши тексты будут привлекать аудиторию, стремится к нулю.
- Если в портфолио не указаны ссылки на ваши статьи на других сайтах, значит, у вас их либо нет, либо они есть, но демонстрировать там нечего.
- Если вы не ответили на вопросы во вкладке “Опрос” — ничего страшного. Но если ответили, то я буду оценивать ваше умение отвечать на вопросы так, чтобы эти ответы вызывали интерес к вашей персоне.
- Если в последних отзывах нет ничего негативного, то на положительные я особо не смотрю, потому что мнение других заказчиков не учитываю. Но если какой-то отзыв меня привлек, то я обязательно посмотрю эту статью (если такая возможность будет), чтобы оценить соответствие текста и хвалебного отзыва.
Допустим, я все это оценил, автор мне нравится, я готов отправить ему заказ. Что делаю дальше? Предлагаю заказ? Нет.
Пишу личное сообщение
Еще одна проверка автора сообщением. Я пишу что-то вроде:
Добрый день. Мне понравилась ваша заявка к заказу. Хочу предложить его вам. Сориентируйте меня по срокам, когда сможете приступить, сколько времени вам понадобится. Есть ли какие-то вопросы до начала работы, чтобы потом не возникло сложностей?
В чем заключается проверка?
Первым делом я оцениваю скорость реакции. Чем быстрее автор ответит, тем лучше. Но скорость — не решающий фактор, потому что человек не может постоянно быть за компьютером.
Если ответ придет на следующий день — это не страшно. А если ответа нет более суток (в рабочие дни), тогда работать с таким автором я не буду, если только он сам не объяснит, почему так поздно отвечает.
Также я обращаю внимание на умение общаться. Обязательно должно быть приветствие. Ответ должен быть понятный, структурированный, ни один вопрос не должен быть проигнорирован.
Если человек общается обрывками и пропускает какие-то вопросы, то для меня это знак невнимательности или неуважения к собеседнику. Сотрудничество вряд ли состоится.
Что еще для меня важно? Инициативность. Если в общении человек демонстрирует заинтересованность и что-то предлагает сам, значит, шансов на дальнейшее плодотворное сотрудничество гораздо больше.
Подытожу
Подавайте заявки с сопроводительным текстом. Так вы выделяетесь на фоне остальных авторов и показываете, что ознакомились с техническим заданием, заинтересованы получить заказ.
Уделите внимание своему профилю. Если заказчик ждет ваши заявки, тогда он обязательно будет изучать ваш профиль. Каждая деталь должна убеждать его в том, чтобы он обратился именно к вам.
Демонстрируйте свою экспертность и проявляйте инициативу в общении с заказчиком, тогда вы точно сработаетесь.
Это были мои мысли о выборе копирайтера. А теперь попробуйте объяснить мне, почему ваши заявки такие скучные? Или переубедите меня.