Привет всем, на связи главред биржи “Миратекст” Юлия! Та самая, которая ежедневно отклоняет 90 % тестовых заданий. Сегодняшняя статья – для абсолютных новичков, которые не знают, с чего начать путь в профессии копирайтера. А “старичкам” предлагаю вспомнить свои “молодые” годы и поделиться опытом в комментариях! Поехали, вернее, пошли 🙂
- Забудьте про школьные сочинения.
Частенько встречаю мнение “Я в школе хорошо писал сочинения, значит, копирайтинг – это легко для меня!”. Нет. Ничего общего школьные сочинения и копирайтинг не имеют. Просто забудьте и не пишите в формате школьного сочинения никогда, т.к.:
- структура сочинения не подходит к большей части текстов, особенно рекламных, продающих;
- в сочинении вы пишете очевидные вещи, что в статье будет “водой”;
- целевая аудитория сочинения – учитель, не более. В статье – определенная категория читателей.
2. Посмотрите, как пишут другие.
Иными словами, потренируйте насмотренность. Полистайте статьи в интернете на разные темы, отметьте, что в них хорошего, что плохого для вас как для читателя? Что особенно интересно, а какую часть хочется пробежать глазами, потому что она скучная? Запомните, пригодится.
3. Подтяните русский язык.
Вот просто напишите небольшой текст, пусть это будет сообщение другу о том, как прошел ваш день. И загоните его в “Ворд” или гугл-документ. Сколько мест подчеркнуто красным? Проделайте работу над ошибками.
Секрет: По опыту, скажу вам, что 70 % новичков, когда сдают свой первый текст, не нажимают на кнопку “проверить орфографию”. А зря: половину ошибок можно исправить только благодаря этой кнопке, потому что она подчеркнет их красной линией.
4. Уделите внимание оформлению текстов.
Знаете, о чем не подозревают многие новички? Что в тексте имеют значение и пробелы, и черточки, и выделение жирным, и точки в конце предложения. Я очень часто вижу ошибку, когда пишут вот так: “Вот вам текст,вот вам запятая,и вовсе не важно,что после запятой нужен пробел , а перед запятой он вообще – то не ставится , а еще ,напомню, что дефис и тире-это разные знаки препинания, и если не отбить черточку пробелом,она превратится в дефис , а это исказит главное-смысл предложения”.
Аналогично с подзаголовками: они не выделяются жирным, а теги Н2, Н3 не ставятся наобум. В общем, прочитайте правила типографики или статью об этом в нашем блоге.
5. Берите в работу легкие тексты, и не важно, что это дешево.
А что вообще дешево? 🙂 Нет, конечно, четкого понимания – оно у каждого свое. Но есть усредненное общепринятое понятие, что все, что дешевле 60 рублей за 1000 знаков – это фу. Однако первые 10 текстов не стыдно написать за такие деньги, потому что это поможет преодолеть психологический барьер, страх начать. На начальном этапе самое ценное – не деньги, а опыт. Обрадую вас – он в копирайтинге набирается очень быстро!
Знаете, в чем главный плюс дешевых текстов? Можно зарабатывать на массовости. Так делают и опытные копирайтеры. Порой проще написать 5 текстов за 100 рублей, чем 1 за 500, на который уйдет 2 дня.
6. Не ждите огромных заработков в первое время.
Если у вас супермотивация, что сейчас вы начнете зарабатывать копирайтингом, через 2 недели уйдете с работы на удаленку и будете получать хотя бы 50 тысяч рублей на этом – увы. Я не отрицаю такие случаи, наверное, единичные есть, чисто по теории вероятности, не может их совсем не быть. Но скажу реалии: на первых порах это 10-20 тысяч рублей подработки при занятости часов 5-6 в день.
Частенько вижу очень сладкие обещания для новичков, вот пример такой заманухи:
Не ведитесь.
7. Не гнушайтесь биржей.
Я уже писала о плюсах биржи, повторяться не буду. Главная мысль: тут всегда есть к кому обратиться за помощью. А в начале это важно. И не кинут с оплатой.
8. Регулярно работайте над ошибками.
Если вы работаете на “Миратексте”, смотрите, какие правки внес редактор. Если ваш текст подвергался редактуре – сравнивайте исходник и смотрите на “было” – “стало”.
А еще открывайте спустя время свои сданные тексты и смотрите свежим взглядом, так будет видно, что можно улучшить.
9. Планируйте время и не набирайте много работы, чтобы побольше заработать.
Повторюсь: сначала вы зарабатываете опыт, а не деньги. Берите в работу один текст, оценивайте, сколько на него ушло времени, и только после сдачи берите второй. Потому что если вы работаете на бирже, из-за просрочек рейтинг быстро полетит вниз, а заказчики просто внесут в черный список.
10. Пишите о том, что хорошо знаете.
Не погружайтесь в сложные, незнакомые темы. Оттачивайте мастерство на тех статьях, которые для вас легки и понятны. Знаете много о косметике, моде – на эти темы и пишите. Плюс не придется бороться с уникальностью.
11. Пробуйте разные направления, чтобы найти свою нишу.
Я считаю, что нет специалистов-универсалов, а если человек так себя позиционирует, значит, он одинаково не умеет ничего. Кто-то хорошо пишет информационные лонгриды, кто-то отлично продает текстом, кто-то “живет” в соцсетях и умеет емко и лаконично писать посты для инстаграма, Вконтакте. Ищите свою нишу, то, что больше всего нравится. Это касается и тем тоже – составьте список того, о чем пишете прям хорошо, и используйте в своем портфолио.
12. Сделайте грамотное портфолио и резюме.
В него не надо много текстов, достаточно выбрать 3-5, но хороших. В резюме пишите о навыках, компетенциях и опыте работы.
Совет: не пишите в резюме “мамочка замечательных сыночков 3 и 5 лет”. Если хочется об этом написать, то лучше скажите “У меня двое детей 3 и 5 лет, так что я прекрасно напишу на детскую тематику, опираясь на реальный жизненный опыт”.
13. Всегда перечитывайте написанный текст.
Всегда! И не только пока вы новичок. Но увы, этим элементарным правилом многие пренебрегают. Я лично с сожалением банила копирайтеров, которые получали предупреждения за качество работы и все равно продолжали лениться элементарно перечитать свой текст и проверить орфографию кнопкой. А вы не ленитесь 🙂
14. Не опускайте руки, если получили критику.
Заказчик недоволен, плохая оценка, все плохо? Это не повод сдаваться и бросать свой путь. Учитесь на ошибках. Благодарите за каждое замечание и становитесь лучше! А оценки… это не главное. Видели бы вы мой текст про футболки для подростков в 2012 году! Наткнулась на него спустя лет 5 работы в редактуре, хотелось плакать, что это написала я. Ну ничего, это тоже был опыт.
15. Читайте блог Миратекст, в нем накопилось уже очень много полезных материалов для копирайтеров с любым опытом!
Ну что, остались вопросы? Есть возражения? Дополнения? Оставляйте свои комментарии!