Привет, друзья! Редакторов можно любить, можно ненавидеть, но важно понимать: тексту без редактуры нельзя давать право на жизнь. Я сейчас не о мелких корректорских правках, а именно о редактуре. Сейчас научу вас быть самому себе редактором без привлечения специалиста. Ах, да. С вами Юлия, главный редактор биржи “Миратекст”.
Первый текст оставь себе, второй отдай другу
И я не устану повторять вновь и вновь: текст, который вы только что написали, нельзя – то есть НЕЛЬЗЯ – отправлять заказчику никогда, если вы хотите получать хорошие оценки (на бирже) или просто работать с ним дальше.
Что бы вы ни написали, заставьте себя встать с рабочего места и дать отдых глазам хотя бы на полчаса. Акцентирую: если вы переключились со своего текста на мемы в интернете, это не отдых. Не надо ничего читать.
Вернулись? Тогда начинаем редактуру.
Схема редактуры пошагово
Включите кнопку “проверка орфографии”, перечитайте свежим взглядом всю статью и исправьте попавшиеся на глаза опечатки и неточности, орфографические и пунктуационные ошибки.
Кстати, чтобы посмотреть на текст по-новому, можно просто перенести его в другую программу: например, если работали в Гугл-доке – скопируйте в Ворд. Если писали в “Миратексте”, нажмите на “Предварительный просмотр”.
- Теперь начните читать текст вслух. Все места, где вы запнулись, нужно редактировать. Что это может быть:
- Ненужный канцелярит. Если вам сложно читать текст, хочется поскорее дочитать предложение, и вам кажется, что вы читаете нудную лекцию спящим студентам, это он.
Пример.
Было: В настоящее время компания “Свет” производит всесторонние работы с целью установки качественных стеклопакетов.
Стало: Компания “Свет” устанавливает стеклопакеты под ключ.
- Клише. Это фразы, которые встречаются в текстах очень часто и всем знакомы, такие как “индивидуальный подход”, “широкий ассортимент”, “обращайтесь к профессионалам”. Особенно плохо, когда они стоят в начале, т.к. сразу отбивают интерес читать дальше.
Пример.
Было: Предоставляем широкий ассортимент продукции, а цены вас приятно удивят.
Стало: В продаже лампы накаливания и светодиодные, стоимость начинается от 25 рублей.
- Страдательные залоги. Это когда не предмет/персона совершает действие, а над предметом/персоной совершают действие. Вот все эти “Нами было проведено…”, “Продаваемые нами двери” и так далее – убирайте, чтобы облегчить текст.
Пример.
Было: Нашей компанией устанавливаются межкомнатные двери.
Стало: Наша компания устанавливает межкомнатные двери.
- Тавтологии. Это неуместные повторы и повторы однокоренных слов рядом. Иногда их лучше не заменять, оставить, как есть, если в качестве замены вам приходится подбирать какой-то странный синоним, а текст специфический, узкоспециализированный.
Пример.
Было: В результате вы получаете тот самый результат, на который рассчитывали: блестящие ухоженные волосы.
Стало: Вы получаете тот результат, на который рассчитывали: блестящие ухоженные волосы.
- Вода. Удаляйте безжалостно то, что можно удалить без потери смысла. Удаляйте слишком длинные предложения, где нет полезной информации. Удаляйте абстракции и конструкции, которые “выбиваются” по стилю – то есть в обычном информационном тексте не может внезапно встречаться сложная научная формулировка или просторечие.
Пример.
Было: Автомобили в наше время являются необходимой единицей транспорта. Безусловно, можно пользоваться общественным транспортом и такси, но это не всегда удобно и доступно.
Стало: – (просто удаляем).
- Замудренные предложения со множеством подчинительных связей. Дробите их на маленькие и понятные.
Пример.
Было: Вечером после тяжелого рабочего дня, вернувшись домой, вас встречает радостный питомец, который всегда безумно рад вашему приходу домой и будет верен и счастлив хозяину, даже не смотря на его плохое настроение.
Стало: Вечером после тяжелого рабочего дня, когда вы вернулись домой, вас встречает радостный питомец. Он всегда будет безумно рад вашему возвращению. Пес счастлив видеть хозяина, даже если тот в плохом настроении.
2. Перепроверьте фактаж: особенно все даты и имена собственные. Реально очень легко ошибиться в фамилиях, названии компании, географических названиях. В том числе проверьте, что пишется с заглавной буквы. И просто все факты.
Пример.
Неправильно: Страна Восходящего Солнца; День Святого Валентина; 8 марта; Коста Рика.
Правильно: Страна восходящего солнца; День святого Валентина; 8 Марта; Коста-Рика.
3. Перепроверьте списки: подпункты отвечают обобщающему слову?
Пример.
Неправильно: Принимая продукцию, вы получаете:
- огромное количество полезных привычек;
- иммунитет становится сильнее;
- настроение – хорошее;
- чистая кожа.
Правильно: Принимая продукцию, вы получаете:
- много полезных привычек;
- сильный иммунитет;
- хорошее настроение;
- чистую кожу.
4. Оцените структуру. Поделите текст на логичные абзацы, оформите списки и заголовки, соблюдая их грамотную иерархию. Обратите внимание, чтобы одна и та же мысль не повторялась в тексте дважды. Каждая мысль должна быть логически завершенной.
Пример. Плохо:
Хорошо:
5. Высший уровень редактуры – проверка типографики. Все кавычки в тексте приводим к одному виду, отдавая предпочтение “елочкам”. Не путаем тире и дефис.
Пример.
Так нельзя: Похудение-это тяжелый труд.Можно пройти пешком по маршруту Москва-СПб и не похудеть, ей–богу!
Надо так: Похудение – это тяжелый труд. Можно пройти пешком по маршруту Москва – СПб и не похудеть, ей-богу!
6. Проверьте, как обращаетесь к читателю на протяжении текста: как правило, это обращение на “вы” со строчной буквы. И если обращаетесь на “вы”, то никаких “ты”.
7. Теперь снова вернитесь к началу и напишите интересный заголовок, который точно соответствует содержанию. И обратите внимание на первый абзац: введение лучше писать именно после основного текста, чтобы завлечь читателя чем-то интересненьким.
8. Только после всего этого пишите мета-теги. Кстати, у нас и по тайтлу и дескрипшну есть отдельная статья.
Краткий чек-лист по редактуре текста
Вы написали и перечитали свой текст. Пробегитесь глазами по этому чек-листу и ответьте на вопросы.
- Ваше введение интересно, хочется читать текст дальше?
- Переходы от одного абзаца к другому логичны?
- Текст легко воспринимается, заголовки информативные?
- Ошибок, опечаток нет?
- Убрали “воду” и сложные конструкции?
- Заголовок интересный, соответствует содержанию?
- Текст решил задачу, для которой вы его писали?
Сдавайте текст, если ответили на все 7 вопросов “Да”.
Всегда закладывайте время на редактуру текста, когда берете его в работу. Минимум час! А лучше – сдавайте на следующий день, это идеально.
Кстати, вы помните, что тоже можете написать статью в этот блог? Заодно потренируемся в редактировании, т.к. я вам помогу! У вас есть интересный опыт, история в сфере копирайтинга? Пишите мне на почту yulia.abakumova@gmail.com, обсудим.